- Подробности
- Категория: Эксплуатация и ремонт электрооборудования
Порядок поверочного расчета и расчет основных параметров
Поверочный расчет.
Поскольку конструкции сердечников статора и ротора электрических машин при ремонте не изменяются, то расчет обмоточных данных, называемый поверочным, сводится к определению числа эффективных проводников и их сечения. В задачу поверочного расчета входит нахождение рациональных параметров обмоток, при которых удовлетворялись бы требования стандартов.
В практике ремонта поверочные расчеты выполняются при перемотке двигателя без изменения его параметров и наличии его обмоточных и паспортных данных; перемотке двигателя надругое напряжение при наличии его обмоточных и паспортных данных; перемотке двигателя с изменением частоты вращения и мощности для нахождения оптимальных параметров при новой частоте вращения, а также для определения параметров электрической машины, если неизвестны ее обмоточные и паспортные данные; замене медных проводов на алюминиевые инаоборот, а также изменении их размеров; применении более тонкой пазовой и проводниковой изоляции, изоляции с повышенной нагрев о стой костью, повышении магнитных нагрузок имощности. Принципы этих расчетов рассмотрены в гл. 14.
Перед началом расчета необходимо определить старые обмоточные данные машины и произвести обмер статора и ротора.
По старым обмоточным данным определяют (для асинхронных двигателей): схему соединения и тип обмотки; число катушечных групп в фазе и их соединение (последовательное или параллельное), число катушек в катушечной группе для определения числа пазов на полюс и фазу q, число эффективных проводов в пазу uП, число параллельных проводов в одном эффективном nэл, число параллельных ветвей в обмотке а1, размеры и марку провода, размеры вылета лобовых частей обмотки статора и ротора и расстояние от обмотки до подшипниковых щитов, шаг обмотки по пазам у.
Непосредственно измеряют; внутренний диаметр расточки стали статора D1 и ротора Dj, наружный диаметр активной стали статора Dа и ротора D2, высоту спинки статора hа и ротора hj, высоту зубцов статора hz1 и ротора hz2, полную высоту пазов статора и ротора, высоту пазов статора и ротора до клина, ширину паза статора (ротора) в широкой и узкой части, ширину зубца статора (ротора) в широкой и узкой части, ширину и высоту шлица, полную длину активной стали статора l1 и ротора l2, число пазов статора z1 и ротора z2, число иразмеры вентиляционных каналов статора и ротора, воздушный зазор между статором и ротором d.
На основании проведенных замеров определяются расчетным путем следующие величины:
расчетная длина активной стали статора
где nК, bk1 — число и ширина радиальных вентиляционных каналов статора; k1 — коэффициент, учитывающий искривление силовых линий в воздушном зазоре и равный 0,73—0,67 при величине воздушного зазора d=1,5¸2,0 мм; k1 = 1 при d=1,5 мм; чистая длина активной стали статора (ротора)
где kс — коэффициент заполнения, при толщине листов стали 0,5 мм kс = 0,95 (лакировка листов) и 0,97 (оксидирование листов);
наружный диаметр статора и ротора (если их невозможно измерить непосредственно)
внутренний диаметр активной стали ротора |
зубцовое деление статора и ротора |
Далее по расчетным формулам для соответствующей формы пазов определяют максимальную, минимальную и среднюю ширину зубцов и пазов, после чего определяют расчетные сечениямагнитной цепи сечение воздушного зазора, спинки статора и ротора, зубцового слоя статора и ротора.
Расчет основных параметров. Расчет параметров начинается с определения числа эффективных витков фазы обмотки статора
где Ui— фазное напряжение, В; f— частота, Гц; Ф — магнитный поток, Вб; k0б1 — обмоточный коэффициент, равный 0,95— 0,96 для однослойных обмоток и 0,91—0,92 — для двухслойных, kE=E1/U1
Магнитный поток, в свою очередь, равен
где р — число пар полюсов; Вd — индукция в воздушном зазоре, Тл; аd — коэффициент полюсного перекрытия; t — полюсное деление, м.
Тогда
Для обычных условий kЕ=0,97, f=50 Гц, k0б1 = 0,95.
Так как каждый виток располагается в двух пазах на расстоянии шага обмотки у, то, учитывая, что общее число эффективных витков в трехфазном двигателе равно 3×a1w1, а число пар пазов равно z1/2, получим
Тогда
Как видно из формулы, единственный неизвестный параметр — индукция в воздушном зазоре Вd. Основным критерием правильного расчета обмотки следует считать величину тока холостого хода, который может быть замерен при включении двигателя в сеть после перемотки. Величина допустимого тока холостого хода берется по каталожным данным соответствующих двигателей.
Расчетные величины индукции в воздушном зазоре для низковольтныхасинхронных двигателей находятся по справочникам.
Смотрите также: