Поверочный электромагнитный расчет асинхронного двигателя

Порядок поверочного расчета и расчет основных параметров

Поверочный расчет.


 Поскольку конструкции сердечников статора и ротора электрических машин при ремонте не изменя­ются, то расчет обмоточных данных, называемый поверочным, сводится к определению числа эффективных проводников и их сечения. В задачу поверочного расчета входит нахождение ра­циональных параметров обмоток, при которых удовлетворялись бы требования стандартов.

В практике ремонта поверочные расчеты выполняются при перемотке двигателя без изменения его параметров и наличии его обмоточных и паспортных данных; перемотке двигателя надругое напряжение при наличии его обмоточных и паспортных данных; перемотке двигателя с изменением частоты вращения и мощности для нахождения оптимальных параметров при новой частоте вращения, а также для определения параметров электрической машины, если неизвестны ее обмоточные и паспортные данные; замене медных проводов на алюминиевые инаоборот, а также изменении их размеров; применении более тонкой пазовой и проводниковой изоляции, изоляции с повы­шенной нагрев о стой костью, повышении магнитных нагрузок имощности. Принципы этих расчетов рассмотрены в гл. 14.

Перед началом расчета необходимо определить старые обмоточные данные машины и произвести обмер статора и ротора.

По старым обмоточным данным определяют (для асинхрон­ных двигателей): схему соединения и тип обмотки; число катушечных групп в фазе и их соединение (последовательное или параллельное), число катушек в катушечной группе для определения числа пазов на полюс и фазу q, число эффективных проводов в пазу uП, число параллельных проводов в одном эффективном nэл, число параллельных ветвей в обмотке а1размеры и марку провода, размеры вылета лобовых частей об­мотки статора и ротора и расстояние от обмотки до подшипни­ковых щитов, шаг обмотки по пазам у.

Непосредственно измеряют; внутренний диаметр расточки стали статора D1 и ротора Dj, наружный диаметр активной стали статора Dа и ротора D2, высоту спинки статора hа и ротора hj, высоту зубцов статора hz1 и ротора hz2, полную высоту пазов статора и ротора, высоту пазов статора и ротора до клина, ширину паза статора (ротора) в широкой и узкой части, ширину зубца статора (ротора) в широкой и узкой части, ширину и высоту шлица, полную длину активной стали статора l1 и ротора l2, число пазов статора z1 и ротора z2, число иразмеры вентиляционных каналов статора и ротора, воздушный зазор между статором и ротором d.

На основании проведенных замеров определяются расчет­ным путем следующие величины:

расчетная длина активной стали статора

clip_image068

где nКbk1 — число и ширина радиальных вентиляционных ка­налов статора; k1 — коэффициент, учитывающий искривление си­ловых линий в воздушном зазоре и равный 0,73—0,67 при ве­личине воздушного зазора d=1,5¸2,0 мм; k1 = 1 при d=1,5 мм; чистая длина активной стали статора (ротора)

clip_image070

где kс — коэффициент заполнения, при толщине листов стали 0,5 мм kс = 0,95 (лакировка листов) и 0,97 (оксидирование лис­тов);

 наружный диаметр статора и ротора (если их невозможно измерить непосредственно)

clip_image072

clip_image074

внутренний диаметр активной стали ротора

 

clip_image076

зубцовое деление статора и ротора

 

 

Далее по расчетным формулам для соответствующей формы пазов определяют максимальную, минимальную и среднюю ширину зубцов и пазов, после чего определяют расчетные сечениямагнитной цепи сечение воздушного зазора, спинки статора и ротора, зубцового слоя статора и ротора.

Расчет основных параметров. Расчет параметров начинается с определения числа эффективных витков фазы обмотки статора

clip_image078

где Ui— фазное напряжение, В; f— частота, Гц; Ф — магнит­ный поток, Вб; k0б1 — обмоточный коэффициент, равный 0,95— 0,96 для однослойных обмоток и 0,91—0,92 — для двухслойных, kE=E1/U1

Магнитный поток, в свою очередь, равен

clip_image080

где р — число пар полюсов; Вd — индукция в воздушном зазо­ре, Тл; аd — коэффициент полюсного перекрытия; t — полюсное деление, м.

Тогда

clip_image082

Для обычных условий kЕ=0,97, f=50 Гц, k0б1 = 0,95.

clip_image084

Так как каждый виток располагается в двух пазах на расстоянии шага обмотки у, то, учитывая, что общее число эффективных витков в трехфазном двигателе равно 3×a1w1, а число пар пазов равно z1/2, получим

Тогда

clip_image086

Как видно из формулы, единственный неизвестный параметр — индукция в воздушном зазоре Вd. Основным кри­терием правильного расчета обмотки следует считать величину тока холостого хода, который может быть замерен при включении двигателя в сеть после перемотки. Величина допустимого тока холостого хода берется по каталожным данным соот­ветствующих двигателей.

Расчетные величины индукции в воздушном зазоре для низ­ковольтныхасинхронных двигателей находятся по справочникам.

 

Смотрите также: