Субъекты общения

Подробности
Категория: Этика делового общения

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Следовательно, основное назначение этого процесса заключается в том, чтобы люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения друг с другом, взаимодействовали между собой в процессе совместной деятельности, что бы они обменивались информацией и стремились к пониманию друг друга. Поэтому психологи условно выделяют в общении три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Теперь рассмотрим отдельно каждую из сторон общения, определяя какие свойства личности помогают, а какие мешают взаимодействовать с другими людьми.

В психологии установлено, что развитие человека, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с  близкими  ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка  с  матерью  —  первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.  И все  дальнейшее  развитие  ребенка  зависит  от  того,  какое  место  он занимает в системе  человеческих  отношений,  в  системе  общения.  Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он  общается,  каков  круг  и характер его общения. Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает  общечеловеческий  опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое  сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы  и  т.п.  Только  в  процессе общения  у  ребенка  формируются  духовные   потребности,   нравственные   и эстетические чувства, складывается его характер.    Реализация  функций  обучения  и  воспитания   подрастающего   поколения происходит также через общение. Субъектами педагогического общения  являются учителя,  школьники,  родители  —  Взрослые  и  Дети.  Все  без   исключения исследователи включают коммуникативные способности в состав педагогических.   Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной  личности, но и общества в целом. Вне общения человеческое общество  просто  немыслимо.

 

Общение  выступает  в  обществе  как  фундаментальное   условие   связывания индивидов и вместе с тем как  способ  развития  самих  этих  индивидов.  По-видимому, это и дало возможность известному французскому военному лётчику  и писателю Антуану де Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ  общения  как «единственной роскоши, которая есть у человека».

 

Смотрите также: