- Подробности
- Категория: Ответы к выпускному государственному экзамену по специальности «Журналистика»
Теория журналистики, как любая наука, имеет свои законы и стремится к классификации материала. Журналисты-практики активно используют в своей работе много разных жанров.
Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические
Жанровые признаки всегда формировались только в процессе журналистского творчества.
С одной стороны, каждый конкретный случай межжанровой диффузии служит поводом для неоправданной, на наш взгляд, фиксации еще одного вида жанра (Тертычный). С другой стороны, обилие такого рода терминологических нововведений дает основание для нигилистического обобщения о «размывании» жанра. Кройчик спешит удержать их границы от разрушения и предлагает сгруппировать жанры в пять видов текстов, но в то же время описывает вполне традиционные, давно устоявшиеся жанровые признаки.
Выбирая жанр в качестве важнейшего ингредиента авторского замысла, журналист руководствуется тремя основными факторами: предмет отражения, цель отражения, метод отражения. В качестве предметов отражения выступают: новость, проблема, личность.
Методами отражения служат: изложение, описание, изображение.
Что такое жанр? Большинство журналистов-практиков ответ на этот вопрос считает бесполезным. Но чтобы в обществе стало принято публично спрашивать и отвечать, должны были измениться не только социальные отношения, но и этикет в самой области информации. «Постоянно установленные обычаи — этикеты порядка осмотра мира (как мне кажется) называются жанрами». Это предположение высказано теоретиком литературы и кино Шкловским.
Жанрообразующие факторы в журналистике: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения, метод отображения. Значимость этих факторов в жанрообразовании не равновелика.
Предмет отображения: в аналитической журналистике – это и отдельное событие, и процесс, содержащий в себе ряд событий, и ситуация, включающая как различные события, так и объединяющие их процессы во всем многообразии их взаимодействий.
Событие — точно фиксированный в пространстве и во времени шаг в общественном процессе. Процесс — последовательность взаимосвязанных действий, событий. Ситуацией можно назвать определенное, повторяющееся на протяжении достаточно большого отрезка времени состояние отношений, сложившихся между членами какого-либо коллектива.
Целевые установки могут быть: не предусматривающими определенного идеологического или иного воздействия на аудиторию (имеется в виду нацеленность на удовлетворение коммерческих интересов издания); предусматривающими определенное воздействие. Оно может быть результатом: а) объективного информирования; б) манипулятивного воздействия (или дезинформации). Рассказывая о каком-то событии, журналист может поставить своей целью, например, в нескольких словах познакомить читателя с этим событием, коротко обозначить его причину, лаконично выразить свою оценку. В результате будет написана информационная заметка.
Творческие целевые установки, наиболее часто реализуемые журналистами в разных ситуациях и в максимальной мере влияющие на характер текстов: Описание предмета, выявление причинно-следственных связей, оценка предмета отображения, прогноз развития предмета отображения, формулирование программы действий.
Методы исследования предмета. Две основные группы методов: рационально-познавательные и художественные методы. Рационально-познавательные методы включают в себя два уровня познания – эмпирический и теоретический. Результат эмпирического исследования предстает в журналистике как поток информационных публикаций. Применение теоретического уровня познания приводит к созданию текстов, составляющих основной поток аналитических публикаций. Применение художественных методов в журналистике обычно идет параллельно с применением рационально-познавательных, что приводит к созданию не собственно художественных, а художественно-публицистических произведений.
Эмпирические методы: метод наблюдения, метод проработки документов, методы интервью, беседы, опроса, анкетирования, опрос, метод эксперимента.
Теоретические методы: две основные подгруппы: формально-логические, или методы выводного знания, и содержательно-логические (диалектические).
Формально-логические методы. Индуктивное умозаключение и дедуктивное умозаключение, традуктивное умозаключение. Такой метод применяется в двух основных формах: сравнения и аналогии.
Содержательно-логические методы исследования. В отличие от формально-логических методов, предполагающих неизменность явлений, по отношению к которым выносятся те или иные суждения: методы анализа и синтеза, гипотетический метод, метод историзма, логический.
Художественный метод. Суть метода заключается в безграничном применении авторской фантазии, вымысла, которые дают необходимую для творца свободу создания художественного образа и выявления через него «правды жизни в целом».
Лекция Веденкиной. Кройчик. Современные тенденции: Текст потеснил жанр. Причины: 1. Вместе с советской системой организации СМИ рухнула система жанров. Одновременно началась переоценка: усиление одних и почти уход других. 2. Появление новых жанров (исповедь, журналисткое расследование). 3. Унификация жанров из-за глобального информационного пространства. 4. Проблема свободы слова, доступа к информации, гласности.
Жанр – это относительно устойчивая структурная организация текста, обусловленная своеобразным отражением действительности и характером отношения к ней творца.
*это оптимальное решение творческой задачи, стоящая перед публицистом.
*особая роль творческой интуиции.
*жестко детерминированная категория, связанная с особенностью личности журналиста, с объективными свойствами факта, конкретные задачи регламентированные автором.
Тертычный: Жанр – это устойчивые типы публикаций, объединенные сходным содержательно формальным признаком.
Жанровые признаки: предмет, цель, метод.